ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ

Школа Льва Тетерникова

Школа, где человек учится жить, исходя из чувства любви

Русское радио

- Ваша книга называется «Тантра- искусство любить». А любовь – это что такое, как вы считаете?

- Мне нравится определение из «Веток персика». Впервые я его прочитал в книге у Рюрикова еще в советское время. Это взаимное притяжение- взаимное притяжение!- тела. Сердца. И ума. Потому, что слово «любовь», как и Истина, и Бог, - относится к той категории понятий или терминов, которые невозможно адекватно выразить словами, вербализовать. Это из мира ощущений, из реального, непрерывного мира. Это можно только почувствовать. Не зря говорят, что Бога на уровне логики познать нельзя. Нужно быть с ним в состоянии единения, чтобы знать, что это такое.

- Невозможно адекватно выразить непрерывную реальность дискретными символами.

- Да. Это то же самое, что говорить о вкусе яблока человеку, который его ни разу не пробовал. Вот когда это в языке, когда ты сам имеешь этот опыт, тогда ты можешь чувствовать, что это такое. Вот любовь- из этой оперы, из этой категории. Поэтому это пустой звук - говорить человеку о взаимном влечении тела, сердца и ума, если у человека не было этого опыта. Ни влечения тела, ни взаимного притяжения на уровне сердца, ни понимания друг друга…

Я конечно могу пояснить, что влечение тела - это то, что люди нравятся друг другу, то, что они чувствуют сексуальный позыв друг к другу. Энергия сердца - это когда любят друг друга, это христианская любовь и вообще человеческая любовь. Это то же самое проявление любви ко всем. А взаимное влечение ума - это когда людям есть о чем поговорить. Когда люди понимают друг друга, когда люди могут договориться. Когда люди хотят понять друг друга. Когда идут навстречу друг другу. Когда принимают друг друга таким, каков он есть (это сердечный центр). Взаимодействие то же самое.

И вот этим вещам я и учу на семинарах. Не только теоретически, но и практически. Люди это переживают. Одно из положений нашей Школы - что нужно открыть или воспитать Учителя в самом себе. Потому что нельзя идти за кем-то. Даже авторитетом. Потому что все равно это опасно.

Конечно, можно идти за духовным лидером. Можно идти за диктатором. Можно идти за Главой. Шайки, ордена, секты – какая разница? Потому, что когда человек идет за кем-то - у него нет его личной свободы.

- То есть он не учится сам?

- Да. У Раджниша хорошая беседа на этот счет. «Нужно идти со своим светом». Это надежно. Пусть это тяжелее, но ты- ответственен за то, что происходит, за себя и за пространство, в котором ты живешь.

- Но ведь такое влечение ума, тела и сердца, наверное, бывает только у тех, у кого эти начала соединены? У гармоничного человека? У живущего в согласии с самим собой?

- Ведь все говорят, что цель духовных школ и учений –гармония между сознанием, телом и духом. Это действительно хорошая идея, но не все пути реально к этому ведут. И камень преткновения, на мой взгляд, - это как раз проявление сексуальности человека. Потому, что сексуальность человека как раз относится к проявлениям тела. И основатели всех мировых религий, течений, школ, - осознавали важность сексуальной энергии. Абсолютное большинство считало, что она мешает духовному развитию. Что её нужно контролировать, то есть пережимать. Некоторые доходят до абсурда, что служение Богу - это вообще жизнь в целибате. А на самом деле это… Нельзя сказать, что извращение, но это крайний взгляд. Потому, что раз уж мы созданы мужчинами и женщинами для совместного единения в любви друг с другом, то если мы этого не делаем- мы нарушаем вселенский закон. И те, кто не занимаются любовью – живет в целибате, это исключение из правил. То есть, это люди, которые или не имеют влечения (есть и такие- у Розанова это хорошо описано, «дети лунного света»), или они закрывают это проявление. Ни то, ни другое- нехорошо. Известно, что причина всех психических, или так называемые «душевных», заболеваний в неверно реализованном сексуальном желании.

- У всех?

- Почти. Посмотрите книгу Вильгельма Райха «Функция оргазма». Это ведь авторитет. Это и на самом деле так. Вы знаете, какое количество преступлений, в процентном соотношении, совершается из-за проявлений сексуальности человека относительно других? Половина. Это просто тщательно скрывается. Вот у нас, например, в России, в милиции, такая отчетность - преступления на бытовой почве. Это жена стукнула мужа топором по голове. На кухне. Бытовая ссора называется. А чего, собственно, она его стукнула? У них не в порядке их сексуальные взаимоотношения, то есть их взаимоотношения мужчины и женщины. И это «бытовое».

В Природе есть закон, что взаимные притяжения двух противоположных начал творят более высокую форму. Это электрон-позитрон, плюс-минус, потом живые клетки. Мы с вами состоим из клеток. И мы с вами тоже две противоположные сущности. Мужское-женское, инь-янь. И мы тянемся друг к другу. И мы творим то, что над нами. Более высокую форму. Вот то, что над нами, люди обозначают термином «Бог».

То есть энергией любви, или энергией, которая выделяется при нашем взаимном прикосновении, питается тот мир, который над нами.

Это мало того, что красиво, это заставляет людей задуматься. Потому, что в зависимости от того, в каком состоянии ты это делаешь, ты питаешь или высший мир, или низший мир. Ты питаешь или Бога, или тех сущностей, которые живут в лесах, болотах в русских народных сказках. Это его противоположность.

- Можно ли говорить не только о сексуальных прикосновениях? Например, то, что мы сейчас с вами разговариваем…

- (Усмехается) Мы с вами люди противоположного sex-а, или пола! То, что мы с вами сидим за одним столом, создаёт между нами сексуальный контакт! Просто когда мы сидим вот так - по краям стола, у нас одна интенсивность взаимодействия. Если я дотронусь до вашей руки, это будет другое. Но принципиальной разницы нет. Это только интенсивность взаимодействия, интенсивность потока. Поэтому, какими частями тела мы дотронемся, в одежде, без одежды, на расстоянии, в контакте – это не принципиально. Это не качественное изменение, а количественное. А самое главное, это взаимодействие.

- Сейчас мы очень часто сталкиваемся с «неравноценностью» полов. Так сложилось, что мужчины у нас часто «пережаты»- не могут работать, не могут адекватно содержать семью, делать многое из того, что традиционно делают мужчины. А женщины продолжают, как и раньше, рожать детей, «строить» семью и т.д. И как следствие, получается «неравенство».

- Не зря же даосы придумали «две запятые». Две сочетающихся начала. (Монада). Про гармоничное взаимоотношения мужского и женского. Если этот закон нарушается, то это выходит боком, как тому, так и другому полу.

Ситуация такова, что мы живем сейчас в патриархальном обществе, где доминирует жесткое, мужское начало. У нас с вами пирамидальная структура власти. Сейчас так и говорят- «выстраивать вертикаль власти». Это еще жестче. Вот это – мужское начало. И это не важно- демократическая форма правления, или тоталитарная. Диктатор там берет власть, а потом назначает кого-то, или выбирают снизу доверху. Все равно, это пирамида. Считается так, что мужчина - во главе. И на самом деле это так.

А вообще, от природы, роль, функция, предназначение женщины - шире, выше и глубже, чем мужское. Женщина рожает детей, женщина обеспечивает пространство для реализации мужчины. Потому что жизненная сила ваша- больше. Ваша сексуальная энергия - сильнее нашей. У даосов это показывается, доказывается, и мы это благодаря нашей практике - знаем. Вы можете заниматься любовью всегда - есть у вас желание, нет у вас желания. Мы не можем. Вы живете дольше. Вы выдерживаете на своих плечах большую эмоциональную и психологическую нагрузку, чем мы. У нас физическая сила больше, чем у вас. А жизненных сил и терпения, и любви, и смирения – больше у вас. Вы вообще ближе сидите к Богу. Вы более чувственны, вы более чувствительны. И когда женского начала нет даже в управлении государством, то какие бы решения мужчины не принимали, они все равно будут не совсем правильными. Они будут однобокие. Они будут без учета каких-то аспектов жизни и страны, и каждого человека.

И потом у мужчины сейчас недостаточно сил, для того, чтобы быть вот этим стержнем, вокруг которого всё созидается. Потому, что если бы это было так, - да, женщина была бы на своем месте, обеспечивая пространство, обеспечивая возможность реализации мужского начала. А сейчас - ни того, ни другого. Поэтому конфликты, поэтому ссоры.

- И что делать?

- Первое- это осознать то, что мы можем реализовать себя как человек только в паре. Отдельно, ни про мужчину, ни про женщину, еще нельзя сказать, что это человек. То есть все человеческие качества, весь опыт жизни человека, человек может реализовать только с созданием семьи, с рождением детей.

Все конфликты, все напряженные ситуации, все трудности и даже весь жизненный опыт – без рождения и воспитания детей… Этого не будет просто-напросто. А это можно сделать только в семье! Только вместе.

Не нужно воевать друг с другом. Должно быть сотрудничество. И кто вносит больший вклад, кто вносит меньший вклад, - это не важно. Кто может - тот и вносит. Потому, что, на мой взгляд, семья – это команда. А в команде существует жесткий принцип достижения успеха- каждый член команды должен вносить максимально возможный вклад и искренне болеть за общее дело.

И постепенно они дорастают до удовольстия доставить. Человек не состоялся бы как человек, если бы не разрешал себе получать удовольствия. Кстати, это божественная программа.

- Удовольствие? Не труд, не работа – именно удовольствие, да?

- Труд- для того, чтобы обеспечить себе удовольствия, радость. Когда мы проводили первую конференцию «Здоровье, сексуальность, духовность» мы пригласили Московский Патриархат. Пришел руководитель отдела внешних сношений (улыбается). Он зачитал постановления Архиерейского Собора от 2000 года. Все были буквально поражены. Он излагал идеи Тантры цитатами из Библии.

Многие честные люди, находящиеся в поиске, приходят к идеям Тантры. Потому, что это соответствует природе человека, природе мироздания. В разных местах, в разное время люди как бы открывают это для себя. Это совершенно нормально.