Медитация в движении или Крипалу - йога
Когда речь идет о медитации, то как правило мы представляем человека сидящего с прямой спиной, с закрытыми глазами, погруженного вглубь самого себя. Совершенно правильно. Большинство медитативных техник выполняются сидя с прямой спиной. Но есть еще много техник, где не обязательно держать глаза закрытыми, а тело неподвижно.
Строго говоря под термином «медитация» понимают две вещи. Первое - это собственно медитация как состояние сознания.
Чем отличается состояние медитации от обычного состояния сознания? Прежде всего в состоянии медитации приостанавливается и затормаживается работа левого полушария мозга, ответственного за речь и логику (дискретный, то есть прерывистый уровень восприятия непрерывного потока Энергии).
Одновременно, активизируется правое полушарие, действующее на непрерывном уровне и ответственное за образное восприятие и абстрактное мышление. В состоянии медитации останавливается внутренний диалог, т. е. прекращается поток мыслей и оперирование с ними на уровне логики. Останавливается течение времени. Человек не думает о будующем и не вспоминает прошлое. Его мысли не блуждают по окрестностям. Он находится «здесь-и-сейчас». Мгновение может быть вечностью. Вечность может быть мгновением. Уже в состоянии медитации может быть достигнута высшая степень концентрации внимания на каком-либо объекте вплоть до эффекта единения, слияния с ним (самадхи). Или, наоборот, может иметь место полное рассредоточение, полная остановка процесса мышления и восприятия (разотождествление себя самого с чем-то, что нами на самом деле не является).
В состоянии медитации происходит переключение восприятия внешнего мира на внутренний. Мы начинаем общение с внутренним «Я», с глубинами нашего подсознания и сверхсознания, с самими собой.
Кто никогда не испытывал состояние медитации, то можно вспомнить мгновения между сном и бодрствованием. Эта та ситуация, когда вы все еще не спите, но уже и не бодрствуете. Или та ситуация, когда вы проснулись, но еще не включились в обычную жизнь в своих мыслях. Если вам в это время удастся осознать это состояние, то можно сказать, что вы были в медитативном состоянии сознания. Состояние медитации это не просто отключение работы нашего мозга и некий отдых. В состоянии медитации остается, так называемый «внутренний свидетель», некий контроль со стороны сознания за тем, что происходит. Состояние медитации предусматривает некое наличие воли. В состоянии медитации остается возможность управлять возникшим состоянием и даже проводить определенную внутреннюю работу. Можно сказать, что остается возможность управлять континуальными, непрерывными потоками сознания, не прибегая к языковым средствам. Остается возможность управлять энергетическими потоками внутри тела. Некоторые еще могут сознательно взаимодействовать с энергетическими потоками партнера по медитации или даже энергетическими потоками Вселенной.
Состояние медитации может возникнуть непроизвольно во время отдыха или, напротив, при интенсивной творческой или любимой работе. Состояние медитации может возникнуть при чтении интересной книги или при разговоре с интересным собеседником, любимым человеком. Это состояние может сопровождаться эффектом озарения, т. е. интуитивным постижением решения проблемы, на которую предварительно было направлено внимание. Оно, как правило, связано с эмоциональным подъемом, радостью, восторгом или же состоянием покоя, внутреннего отдыха, благотворного забвения.
Объективно установлено по характеру активности мозга, что состояние медитации отличается как от обычного сна, состояния покоя или от состояния бодрствования.
Медитация или Дхьяна является седьмой ступенью Аштанга-йоги Патанджали. Медитация ведет к Самадхи, наивысшему из известных состояний сознания, не поддающееся описанию словами. Это состояние единения, слияния с объектом медитации дающее наивысшую радость и наивысшее наслаждение. Это то, что нужно пережить самому.
Медитация, с другой стороны - это техника, приводящая в состояние, которое описывалось выше.
Есть и совершенно другое значение термина «медитация». Это техника, практика которой может привести к состоянию медитации. Это может быть определенные умственное усилие, распевание мантр, чтение молитв, отслеживание своего дыхания или ощущений в различных местах своего тела, созерцание горящей свечи. Большинство из этих техник предусматривают неподвижность тела и строго вертикальное положение позвоночника. В Тантре объектом медитации могут быть янтры, мандалы, различные символы. Тантрики правой руки, в состоянии медитации, на мысленном и энергетическом уровне, могут отрабатывать те техники и ритуалы, которые в левосторонней Тантре отрабатываются с партнером в непосредственном физическом контакте. Работа с Микрокосмической орбитой и некоторые другие техники Дао тоже требуют медитативного состояния сознания. В состоянии медитации может быть сознательное управление движением энергии или сознательная сдача себя и следование за энергией.
Какая бы техника не использовалась везде необходима глубокая концентрация внимание на одном объекте или действии. Это является обязательным условием любых медитативных техник. На санскрите это называется Дхарана (концентрация). Дхарана является шестой ступенью Аштанга-йоги. Именно Дхарана или глубокая концентрация и ведут к следующей ступени Йоги, к медитации или Дхьяне.
Медитативных техник существует множество.
Нельзя сказать, что одни лучше, а другие хуже. Лучшие те, которые работают для вас, те практики, которые выводит вас в медитативное состояние сознания. Однако одни техники могут быть простыми, а другие более сложными. Более сложные те, где необходима не только концентрация внимания на одном объекте, но и целенаправленная работа на энергетическом или ментальном уровне.
Для того, чтобы войти в состоянии медитации нужна определенного рода энергия. Поэтому, для начинающих гораздо легче осваивать техники медитации и медитировать когда помогает ведущий. Положительно сказывается и энергетический эффект группы. Кто практикует медитацию, наверное заметили, что одному медитировать всегда сложнее. Медитировать в группе, да еще и с хорошим ведущим, всегда легче.
Для нас с вами сейчас более интересны медитативные техники, которые предусматривают одновременное движение тела. Таких техник довольно много. Например христианам известна Иисусова молитва. Она предусматривает обычные движения, даже возможно обычные повседневные дела. Что бы вы не делали, но в течении длительного времени, может быть в течении нескольких дней, недель или месяцев нужно повторять про себя одну фразу: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий! Помилуй мя!» Молитва должна согласовываться с дыханием. На вдохе произносится «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий!» И на выдохе «Помилуй мя!» Некоторые добавляют «Помилуй мя грешного!»
Другие техники.
Дыхательные техники Станислава Грофа тоже можно отнести к медитативным. Танец суфиев - это тоже медитативная техника. Это вращение на одной пятке с одновременным подключением к энергии земли и неба. Если удается достаточно долго выдержать ритм вращения, то начинает казаться, что не ты вращаешься, а пространство вращается вокруг тебя. Дальше - больше. Ты сливаешься с пространством или становишься единым с ним. Длительное вращение требует максимальной концентрации для поддержания равновесия и продолжения самого вращения. В конце концов нечто переключается в твоем сознании и оно происходит само по себе, переходит на медитативный уровень. Иногда человек продолжает танцевать и вращаться, а иногда просто падает на пол или на землю.
Спонтанный танец Латихан в движении Субуд является тоже своеобразной медитацией. Здесь человек открывает себя Всемогущему Богу, растворяя чувство эго и затем следует за любыми проявлениями энергии в своем теле. Внешне, со стороны это может выглядеть необычно. Поэтому члены общины Субуд не рекламируют себя. К ним приходят только те, кто приходит, или кого приводит Сила. Человек может плакать, смеяться, петь, кричать, танцевать, подпрыгивать, стоять, сидеть, вращать головой и т. д. Человек разрешает себе идти за малейшими проявлениями энергии в своем теле, в своем сознании. Естественно, что не всегда удается полностью войти в состояние сдачи себя Всемогущему Богу. Практика этой техники по крайней мере способствует снятию последствий стресса, раскрепощению и обретению внутренней свободы. Безусловно, что эта практика поднимает человека к Богу. Люди, вовлеченные в Субуд в хорошую сторону отличаются от среднего человека с улицы.
Обычный танец под музыку может вывести человека в медитативное состояние сознания.
Особенно тогда, когда ты не выполняешь разученные движения, а выражаешь себя, свое состояния, свои ощущения через движение. Ты не танцуешь, апозволяешь своему телу танцевать. Ты не заботишься о том насколько это красиво и изящно, насколько это правильно. Этого нет. Ты отпускаешь себя, отпускаешь свое тело, одновременно отслеживаешь движение энергии и идешь вслед за ней. Посредством движений и через движения ты выражаешь свое состояние, свои ощущения без их оценки. Иногда такой спонтанный танец куда как более зрелищный чем обычный окультуренный. Многие народы Африки используют танцы в различных ритуалах. Есть даже племя, использующее танец для пробуждения Кундалини при посвящении юношей в войны.
На семинарах Випасаны можно встретить людей идущих с расфокусированными глазами. Когда десять дней подряд просидишь по десять часов в медитационном зале, то что-то интересное может случиться. У меня появилось медитативное состояние сознания в столовой утром на третий день, когда я уже хотел покинуть семинар.
Часто случается, что после утренних занятий Хатха-йогой, тебя тянет посидеть в медитативной позе, если ты этого и не планировал. Если асаны выполняются правильно, с полным погружением в процесс выполнения, с полным контролем сознания, с отслеживанием того, что происходит с твоим физически и энергетически телом, то это само по себе приводит к медитативному состоянию сознания. Как правило, после выполнения асан и одного-двух упражнений Пранаямы, очень легко можно войти в медитацию.
Необычной и интересной является медитация с одновременным выполнением упражнений Йоги. Это более сложная техника. Для этого нужно, если не пробуждение Кундалини, то по крайней мере, пробуждение Праны или универсальной жизненной силы. Это как раз то, что я показаваю своим студентам когда случился спонтанный танец Йоги с партнером.
Это то, что известно как «Медитация в движении» или Крипалу Йога.
Основателем Крипалу-йоги и первооткрывателем Медитации в движении является индус Амрит Десаи. Амрит Десаи один из тех, кто не просто следовал за своим учителем. Он имел свой личный опыт манифестации Кундалини и создал свою школу под названием Крипалу-йога. Такое название школы Амрит Десаи дал в честь своего учителя Свами Крипалванада.
Предоставим ему самому слово, как это было раньше принято в Крипалу центре до его смещения с поста духовного руководителя самого большого ашрама в США. Это фрагмент моего перевода статьи Амрита Десаи «Крипалу - Йога: Медитация в движении. Йога единства сознания».
«Я стал учить Йоге в США в начале шестидесятых. К семидесятому году я стал широко известным и авторитетным учителем. Я основал самую большую в Пенсильвании (штат США) организацию Йоги. Более двух тысяч студентов посещали 150 классов Йоги каждый семестр. Но я понял, что не знаю реальной глубины Йоги до того памятного дня в 1970 году, когда был духовный опыт пробуждения Кундалини-праны. Это коренным образом изменило мою жизнь и мой взгляд на Йогу. После этого опыта я сформулировал новые холистические принципы Йоги и назвал это Крипалу Йога - медитация в движении».
По мере приближения двадцать первого века видно, как растет осознание связи или единения здоровья и духовного развития, тела и духа. Все больше и больше практикующих Йогу готовы шагнуть от оздоровительной к более глубокой духовной практике Йоги, практике интегрирующей, приводящей в единство тело, сознание и дух.
Йога необычная система. Даже простая практика асан для оздоровления приводит к изменениям в сфере сознания и духа. Результаты будут еще больше, если мы все будем делать сознательно. Это основа Крипалу-йоги.
Здесь в практику асан вписывается Пранаяма (управление жизненной силой с помощью дыхания), Пратьяхара (отключение внимания от внешнего мираи обуздание чувств, чтобы чувства стали союзниками), Дхарана (концентрация внимания) и Дхьяна (медитация). Эта холистическая (целостная) практика Йоги приводит к состоянию Самадхи (опыт переживания единства индивидуальной души с Универсумом, опыт единства Пуруши и Пракрити, Шивы и Шакти). Практика асан в Крипалу-йоге не является самоцелью. Это средство, ведущее к развитию энергетического, ментального и эмоционального тела, средство снятия блоков на пути движения энергии, средство развития сознания, средство сжигания следов Кармы (последствий от неправильных действий, нарушения вселенских законов в прошлой жизни).
Трехступенчатая Крипалу-йога пробуждает внутреннего целителя.
Каждая последующая ступень работает на более глубоком уровне, высвобождая мощную энергию соответственно на уровне физического, ментального и эмоционального тела. Это приближает нас к внутреннему источнику первичной энергии и приводит к внутренней мудрости. Прана спонтанно, естественным образом омолаживает тело, приводя в норму пищеварение, циркуляцию и выделение шлаков.
Первая стадия - это Волевая йога. На этой стадии вы осваиваете технику выполнения асан. Учитесь как снять ненужное напряжение в позе, координировать позу с глубоким дыханием и пройти первый уровень физического дискомфорта. Преодоление физического дискомфорта происходит сознательно за счет волевого усилия, а не за счет использования физической силы и агрессивности. Вы продвигаетесь вперед к правильному выполнению асан не насилуя свое тело. Делаете это осознанно, в соответствии с возможностями своего тела. Это ведет к осознанию границ ваших возможностей на физическом, ментальном и эмоциональном уровне и мягкому их преодолению. Сравнение с другими, самокритика, соревнование с самим собой приводят к ненужному напряжению и уводят от внутреннего фокуса. Вы принимаете самого себя с ваши сопротивлением, с вашим страхом во время асан. Когда вы сознательно входите в асану глубже, разрешая уйти страху, реакции сопротивления, болевым ощущениям, то вы продвигаетесь как бы вглубь своего тела.
Как это делается? Когда вы достигли уровня дискомфорта в любой позе, расслабьтесь, дышите глубже. Напряжение в позе всегда заставляет задерживать дыхание. Глубокое контролируемое дыхание убирает напряжение. Сознательно, волевым усилием, расслабьте те места или части тела, где чувствуете напряжение.
На второй стадии вы учитесь, как уводить внимание от внешнего мира (пратьяхара) и концентрировать его на внутреннем (дхарана).
Здесь вы становитесь свидетелем того, что с вами происходит в позе. Это может быть состояние удовольствия или боли в теле, состояние беспокойства или устойчивости в сознании. Вы наблюдаете и не реагируете. Вы разрешаете этому быть. Это уже своеобразная медитация (дхияна). Такая позиция внутреннего наблюдателя парадоксально приводит к возможности пересечь границы эмоционального и ментального напряжения, которые вы ощущаете, как боль и дискомфорт в физическом теле. Используя этот прием, вы учитесь выдерживать позу дольше. Ваши движения становятся более замедленными когда вы входите и выходите из асаны. Вы разрешаете вашему телу двигаться самостоятельно, внутри асаны. Это дает еще больше возможности войти в асану глубже и держать ее дольше.
Именно эта стадия выдерживания асан открывает энергетические каналы для свободного тока энергии. Освободившаяся энергия начинает выводить токсины из тела, снимать напряжения. Вы идете вслед за мудростью вашего тела и прана делает свое дело. Когда вы долго выдерживаете позу, вы учитесь как выйти за пределы обычной привычки реагировать со страхом на болевые ощущения в вашем теле. Отслеживание различных состояний своего тела без наклеивания ярлыков удовольствия или боли снимает энергетические блоки. В результате вы пересекаете еще одну границу без какой-либо борьбы. Удерживание позы с наличием внутреннего свидетеля позволяет пройти второй и третий уровень напряжения, которые вы раньше и не ощущали вообще.
Как долго нужно выдерживать асану? Когда вы перейдете границу страха и снимите напряжение тогда само тело укажет вам реальные физиологические границы. Никто не может вам сказать когда нужно остановиться. Это вы должны открыть сами для себя в вашей сознательной практике Йоги.
Третья стадия называется «следование за мудростью тела или медитация в движении.»
Практика первых двух ступеней пробуждает и открывает дорогу пране, жизненной силе. В результате пробуждения праны тело начинает двигаться спонтанно, без волевых усилий, без контроля ума. Это финальная стадия Крипалу-йоги. В это время все техники, все волевые усилия по контролю и управлению своего тела отбрасываются. Вы разрешаете своему телу входить и выходить из асаны спонтанно, следуя за его внутренний мудростью. Это могут быть те позы, которые вы разучили раньше, а могут быть и новые, которые вы никогда и не видели в книгах. Не останавливайте ваше тело. Прана лучше знает, что вам и вашему телу нужно в данный момент. Выполнение поз Йоги таким образом переносит вас в другое измерение. Вы переходите в медитацию в движении, в молитву без слов. Ваш внутренний свидетель позволяет вам двигать тело без какого либо участия ума. На этой стадии, все знания которые вы получили из книг, от учителей различных традиций, все техники должны быть отброшены. Для вас в это время существует только один проводник, один учитель, один авторитет - ваш внутренний свидетель.
Как увидеть разницу?
Как увидеть разницу между тем, что я делаю сам и что делается само без участия моего эго? Продолжая практику, вы увидите как двигается ваше тело, как оно принимает знакомые и незнакомые вам позы. Вы заметите разницу в движениях вашего тела в разное время. В случае истиной медитации в движении вы почувствуете остановку времени без остановки движения тела. Мягкие переходы из одной позы в другую вслед за вашей внутренней энергией дадут ощущение внутренней тишины. Не смотря на движения тела, внутренняя тишина становится все глубже и глубже.
Это приводит вас к поглощению внутренней музыкой движения, связывающей гармонию тела, ума и энергии.
Copyright © 1996
Лев Тетерников