ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ

Школа Льва Тетерникова

Школа, где человек учится жить, исходя из чувства любви

Спонтанная Йога

Обычная волевая Йога является только подготовительным этапом к спонтанной Йоге.

В 1994 в США вышла книга Раджарши Муни (Rajarshi Muni) «Пробуждение жизненной силы. Философия и психология Спонтанной Йоги». Это единственная знакомая мне книга, где целая глава посвящена специально спонтанной Йоге. Познакомился я с ней только в девяносто седьмом, после того как вышла в свет в издательстве «София» моя книга «Спонтанный тантрический танец йоги с партнером». Во всех других случаях спонтанная Йога упоминается как один из признаков пробуждения Кундалини. Интересно то, что у Раджарши Муни и у основателя Крипалу-йоги Амрита Десаи был один и тот же учитель Свами Крипалванад.

Вот что пишет Раджарши Муни в своей книге.

После семнадцати летней практики Йоги два раза в день по нескольку часов, в 1969 году на юге Индии он встретил Свами Крипалвананда, который посвятил его в секреты спонтанной Йоги. Никаких письменных источников о спонтанной Йоге автор не упоминает. Раджарши Муни не дает исторического экскурса и не рассказывает о традиции, где практикуется «спонтанная Йога», но указывает, что в древнем языке — санскрите слова «Пранапасана и Пранавидья» (Pranopasana and Pranavidya) означают практику спонтанной Йоги. Это говорит о том, что в древности спонтанная Йога была известна. Загадкой является то, что раньше она не выходила на поверхность. Никто из известных нам мастеров Йоги этому не учит.

Здесь, в сжатом виде я привожу основные положения автора о спонтанной Йоге, иногда подражая его описанию и пользуясь его терминологией.

«Обычная волевая Йога является только подготовительным этапом к спонтанной Йоге. Инициация в спонтанную Йогу происходит непосредственно от учителя к ученику. Как это происходит? Авторитетный Гуру пробуждает спящую в ученике силу. В результате чего ученик и выходит на уровень спонтанной Йоги. Спонтанная Йога ведет его к суперсознанию, где душа освобождается от пут физического тела и страданий. Это указывает на начало реальной практики Йоги.

Когда искатель вступает на путь спонтанной Йоги, все волевые усилия отбрасываются. Теперь ключевым словом должно быть «сдаюсь». Нужно тотально, полностью сдаться проснувшейся жизненной силе. Это можно сделать через расслабление и отбрасывание всех волевых усилий, исходящих от эго, ума, интеллекта. Волевые усилия удерживают человека на поверхности бытия, на уровне физического тела. В то время как следование за Праной ведет вглубь самого себя, в глубь бытия, вглубь тонкого тела к спонтанности. Это дает опыт других измерений бытия.

Искатель должен следовать путем волевой Йоги до тех пор пока не встретит реального Гуру и не получит посвящение в спонтанную Йогу.

Волевая Йога нужна для укрепления тела и подготовки его к пробуждению Праны. Волевая Йога нужна для начинающих, поддержания здоровья и спортивной формы.

Как для укрепления жизненной силы, так и для практики спонтанной Йоги необходим целибат, умеренность в еде, практика волевой Йоги и минимальное время для сна.

Вот описание спонтанной Йоги в результате пробуждения Праны:

— спонтанное выполнение мудр,

— раскачивание вперед — назад или из стороны в сторону,

— катание по полу, вращение, скручивающие или растягивающие движения тела,

— тряска тела, подергивание конечностей,

— плач или смех, испускание нечленораздельных звуков, распевание мантр,

— спонтанный танец.

Это внешня форма манифестации жизненной силы. А вот что происходит на внутреннем уровне.

— визуализация внутреннего света различной цветовой гаммы,

— визуализация ангельских или демонических форм, или странных животных,

— ощущение удовольствия, фантастических видений.

Внутренний опыт более важен чем внешний для достижения высокого духовного уровня. Во время такого опыта жизненная сила освобождается от контроля ума. Сознание переходит от грубого физического тела к тонкому, внутреннему телу, а затем к телу причины (казуальному телу) и наконец достигает своего источника — Души.

Сознание перемещается вместе с жизненной силой, т. к. они тесно связаны. Когда сознание привязано к физическому телу, тогда и жизненная сила функционирует на физическом плане. Когда одно смещается, то и другое становится нестабильным. Когда одно из них стабильно, то и другое устойчиво. Во время такого опыта вы можете наблюдать, быть свидетелем различных спонтанных проявлений собственного тела. Одновременно на внутреннем уровне можно наблюдать деятельность сознания оторванного от внешнего восприятия. Это дает ощущение свободы от контроля ума за проявлением любых ощущений, мыслей и т. д.

Спонтанная Йога очищает физическое тело от различных нечистот. Сознание освобождается от надуманных проблем и болезней. Спонтанная Йога излечивает тело от физических недугов, освобождается от страстей, исчезает ощущение привязанности. Спонтанная Йога погружает человека в процесс непрерывной медитации, ведущей к осознанию себя. Освобожденная Прана работает на физическом и тонком уровне одновременно, очищает и пробуждает высшие уровни сознания. Благодаря давлению жизненной силы, просыпается и поднимается Кундалини вместе с движением жизненной силы по Сушумне.«

Как видим, практически это гимн спонтанной Йоге исполненный в Индии и опубликованный в США ведущим издательством духовной литературы. Это Лэвелэн Пабликэйшэн (Llewellyn Publications. P. O. Box 64383—581, St. Paul, MN 55164—0383, U. S. A.)

Когда в разных местах земного шара, независимо друг от друга, людям разной культуры приходит одно и тоже, примерно в одно и то же время, то это не случайно. Это значит пришло время. Я знаю, что у других преподавателей в России, на семинарах по Йоге или близким к ней практикам случается нечто подобное. Это висит в воздухе. Это дышит нам в лицо. Берите! Пользуйтесь! Развивайтесь! Это может проявляться в разных формах. С разной степенью осознания. Движение Субуд, возникшее в Индонезии, известно теперь во многих странах мира. Техника или основной ритуал Субуд — Латихан, что означает «Духовное упражнение». Это не только спонтанный свободный танец, как его знали у нас в России. Это самые различные спонтанные или непроизвольные движения, возгласы, звуки. Что выводит человека на спонтанный уровень в Субуд? Открытие самого себя и тотальная сдача Высшей Силе или Богу. Субуд себя особо не рекламирует. Люди приходят сами. Я пришел к ним в Санта Крузе когда случайно взял полистать их брошюру где увидел фразу: «Ключом к успеху в спонтанном танце Латихан является тотальная сдача себя Всемогущему Богу.»

Это было как бальзам на душу! Ты не один! Здесь целое движение на этой основе! Перед тем, как допустить к этому духовному упражнению, тебя готовят психологически и морально. Старшие, более опытные товарищи, помогают тебе «открыться», передавая тебе это состояние. Основатель Субуд Бапак Мухамэд Субух предсказывал, что, то что случилось с ним впервые в 1925 году в недалеком будущем будет и с другими. Группа Субуд есть и в Москве.

Все то что написано у Раджарши Муни почти полностью совпадает с нашим опытом. Безусловно, инициация мастера помогает искателю. Но это случается не обязательно после формальной инициации. Мой первый опыт спонтанной Йоги с частичным под? емом Кундалини был в марте 1993 года на углубленном курсе подготовки преподавателей йоги в Крипалу-йога центре. Там учат не только как войти самому в медитацию в движении, но и как привести к этому состоянию своих студентов. Правда, я не разу там не слышал установки на опустошение себя и тотальную сдачу Высшей силе. Всегда речь шла о необходимости «слушать мудрость своего тела».

Немного странно то, что во внешнем проявлении спонтанности Раджарши Муни не упоминает выполнение асан. У наших студентов тоже наблюдается вращение тела, тряска или подергивание. Но мы относим это к недостаточной предварительной практики Йоги. Если практика асан войдет вглубь сознания, то это проявиться во время под? ема Кундалини. Спонтанное выполнение мудр я видел только у своего сына. И то это было не в физическом теле, а в энергетическом.

Внешние проявления спонтанности возможно связаны с тем, что уже заложено внутри нас на бессознательном уровне, с тем что может выполняться без труда, без участия сознания. Возможно это опыт прежних воплощений. А может быть это как езда на велосипеде. Если мы однажды освоили эту технику, то нам уже не нужно контролировать процесс поддержания равновесия и движения. Это происходит само собой, возможно с выходом на поверхность опыта прежних жизней. В описании проявления Кундалини в прошлом веке у Святой Терезы есть такая фраза:

«Иногда ее тело насильственно выгибалось как у гимнастов. Иногда в спонтанных движениях было столько гармонии и естественного чувства равновесия, что она стояла на голове без помощи рук.»

А ведь в это время в Европе никто еще и не слышал о существовании Йоги! А возможен и другой вариант. Когда наступает измененное состояние сознания, даже тогда, когда просыпается Кундалини, то всегда остается внутренний свидетель. Иногда его называют «хозяин транса». Это нечто, что может даже наблюдать Кундалини. Эго человека может сопротивляться проявлению энергии, бояться ее. Ваш внутренний свидетель или фактически ваша воля, «хозяин транса» может не только наблюдать, но и мягко направить пробуждающуюся энергию в нужную сторону. И тогда вместо тряски конечностей может появиться прекрасный спонтанный танец Йоги. Вот то, что нельзя делать, так это сопротивляться проснувшейся силе. Естественно, что здесь говорится о том случае, когда Кундалини просыпается постепенно. Если это происходит неожиданно, со взрывом, то ничего не остается кроме как принять то, что будет. А в случае мягкого или частичного пробуждения Кундалини бывает почти тоже самое как в управляемых сновидениях. Достаточно одной мысли в нужном направлении и можно направить энергию в желаемое русло. Например, можно «увидеть» своим внутренним взором как внутреннее тело начинает принимать какую-нибудь асану, как проснувшаяся энергия начинает растягивать мышцы или какие-то части тела. Описание опыта спонтанной Йоги в измененном состоянии сознания моих студентов подтверждают такую возможность.

… Поток изнутри расширял и растворял меня одновременно. Я боялась этого и сопротивлялась. Чем больше я пыталась остановить это, тем сильнее чувствовала, как немеют руки…

. . . Ваши слова дали живительный ток в мои руки. Из них уходили иголки, напряжение спадало. И тут поток в животе и груди усилился. Он просто вырвался! Этот свет и движение внутри меня я не забуду никогда! Это манило и увлекало. Я отдавалась этому чувству, как будто это не я. Мне больше не было страшно. Было приятно! Полное растворение, танец и наслаждение! Мгновение остановилось. Только танец внутри меня и поток ввысь, наслаждение и восторг!

Лидия Струмина, г. Москва.

… Мощный поток, как большая океанская волна, накрыл меня. Начались сильные вибрации во всем теле. Меня трясло как тряпичную куклу. Я поняла, что просыпается Кундалини и приготовилась принять все, что произойдет. Я даже готова была умереть…

… Затем я почувствовала пылающий огонь в Муладхаре. Этот жар постепенно заполнял все тело. Я боялась и принимала это…

Сидоренко Наталья, г. Днепропетровск, Украина.

В течении шести часов продолжалось это движение. Мое тело летало. Оно делало различные асаны. Одни были знакомы, но другие я делала впервые. Я не чувствовала усталости. Не было страха. Все внутри было тихо и спокойно. Я доверяла Силе, которая меня вела…

Игнатова Наталия, г. Москва.

Раджарши Муни пишет в своей книге о том, что искатель должен следовать путем Волевой йоги только до тех пор пока не встретит реального Гуру и не получит посвящение в Спонтанную йогу.

«Волевая Йога нужна для укрепления тела и подготовки его к пробуждению Праны. Волевая Йога важна, но она важна только на начальных этапах развития. В последствии, когда наступит этап спонтанной Йоги, волевая Йога практикуется только как вспомогательное средство.»

Да это так. Но только нужно иметь в виду, что если появится пренебрежительное отношение к практике обычной Йоги, то вряд ли будет опыт и спонтанной. Волевая Йога нужна каждый день. Можно и нужно заставить себя заниматься каждый день. А спонтанная Йога это как праздник, это подарок Высшей Силы. Этого не бывает каждый день. С Кундалини нельзя обращаться на «ты».

Раджарши Муни не говорит прямо о том, что спонтанная Йога является результатом пробуждения Кундалини. Как и Амрит Десаи, он говорит о пробуждении Праны или жизненной силы, хотя и не отделяет Прану от Кундалини китайской стеной. Он пишет:

«Благодаря давлению жизненной силы, просыпается и поднимается Кундалини вместе с движением жизненной силы по Сушумне.»

А вот такой авторитет в области Кундалини как Свами Муктананда совершенно определенно пишет о том, что Спонтанная Йога является результатом пробуждения Кундалини.

«Иногда у искателя, который безгранично предан Гуру, Кундалини просыпается во всем ее великолепии. Искатель испытывает радость и экстатические вибрации самым неожиданным образом. Можно наблюдать как начинают двигаться или скручиваться различные части его тела. Он может подпрыгивать, трястись, шлепать себя по лицу, вращаться, бегать по кругу, перекатываться по полу, принимать различные позы Йоги, танцевать, петь, плакать или вскрикивать. Он может рычать как лев или издавать другие звуки. Он может громко произносить „Ом“ или другие мантры. Все эти крии идут спонтанно во время медитации. Какое замечательное приключение!»

Это описание спонтанной Йоги наиболее близко к тому, что наблюдается и у нас. Кроме шлепков по лицу и подпрыгиваний все это было. Если не было исполнения песен, то однажды одна женщина в г. Агидель (Башкортостан) играла на скрипке или виолончели, как бы, внутри себя. Было буквально слышно музыку наблюдая ее выражение лица, движения ее рук и тела.

Прямая связь:

Есть прямая связь между спонтанной Йогой и энергией Муладхары. Чем больше энергия Муладхары, тем больше шансов для выхода на уровень Спонтанной Йоги, больше шансов для пробуждения Кундалини. Но это не обязательно должно быть связано с воздержанием. Главное заставить сексуальную энергию подниматься вверх. Не позволять ей покидать тело без контроля. Это целиком и полностью совпадает с концепцией даосской Йоги. Собственно, это является общей йоговской концепцией. Открытие Муладхары это ключ к открытию Сахасвары, путь к космическому сознанию. Слишком «нравственные» переводчики и интерпретаторы древних текстов Йоги выбросили эти «безнравственные» места из древних источников Йоги. Из текста, даже священного, можно что-то выбросить. Нельзя выбросить это из нашего тела.

Возможно мы сейчас возвращаемся к тому, что было у родоначальника Йоги Бога Шивы. Возвращаемся к первоисточнику или заново переоткрываем Спонтанную Йогу.

Copyright © 1996
Лев Тетерников