ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ

Школа Льва Тетерникова

Школа, где человек учится жить, исходя из чувства любви

Основы Рациональной Йоги

Основные положения: 
Тело, Сознание и Дух в Рациональной Йоге едины. Физическое тело и практика работы с партнером используются как инструмент для работы с сознанием и энергией. Желание в Рациональной Йоге не подавляется. Его энергия используется для омоложения, трансформации сознания и духовного продвижения.

Рациональная йога предусматривает интеллектуальное осмысление всего того, что с тобой происходит на пути самореализации, оздоровления и самосовершенствования. В Рациональной йоге принято идти “со своим светом”, развивать учителя в самом себе.

В Рациональную йогу входит:

  • Практика мягких растяжек и асан Йоги с Партнером,
  • Работа с внутренним энергетическим телом в практике асан,
  • Медитация в движении или Крипалу-йога,
  • Техники Тантры,
  • Даосские техники контроля и управления сексуальной энергией,
  • Спонтанная йога,
  • Т-массаж,
  • Здоровый образ жизни,
  • Закаливание,
  • Разгрузочно-диетическая терапия или голодание.

0-1. История. Инициация в традицию Бабаджи.

На формирование школы Рациональной йоги сказалась моя инициация в Ишта и Крия-Йогу Бабаджи (http://www.babaji.ru).

Санскритское слово Ишта имеет несколько значений. Оно указывает на бытие в cостоянии любви. Ишта означает также систему научных взглядов на феномены состояния сознания.

Дословный перевод слова Ишта — единство с первичным, предельным и окончательным желанием. Корни или основа Ишты уходит в традицию Тантры, Хатха, Раджа, Кундалини и Крия-йоги Бабаджи. Ишта-йога развивает внутреннее энергетическое тело. Практика Ишты очищает человека и он становится более чувствительный к проявлению энергии.

Если другие школы Йоги подавляют желание, то Ишта учит открыть себя желанию для того, чтобы понять его природу. Ишта учит тому что желание является мостиком от индивидуальной души к опыту единства с Универсумом. Ишта не видит противоречия между обычной жизнью и духовной практикой. .

Линия Ишты включает выдающихся учителей 20 столетия. Это Парамаханса Йогананда, Свами Шивананда, Романа Махариши и Бархати.

Йога традиция Ишты, сейчас практикуется в США. Передал ее в США Парамаханса Йогананда, известный нашему читателю по книге “Автобиография йога”. Инициация Рода Страйке в традицию Ишта-йоги — событие, которое привело меня к реальной Тантре. До этого был приказ преподавать Тантру во время медитации в Випасана центре в местечке Норк Форт в Калифорнии и инициация в пасынковую ветвь Крия-йоги Парамахансы Йогананды.

0-2. Крия Йога.

Санскритское слово “Крия” буквально означает — действие или движение. Традиционно под Крия-йогой понимают осознанные и контролируемые практические действия, приемы и техники для продвижения по пути к цели.

Крия — это Спонтанная Йога, которая вызывается пробужденной Кундалини. Спонтанная йога или Крия убирает блоки на пути подъема Кундалини по центральному энергетическому канала позвоночника, по Сушумне. Другими словами можно сказать, что во время Спонтанной йоги имеет место Крия или расчистка, снятие блоков на пути движения энергии Кундалини.

Иногда под Крия-йогой понимают предварительную практику, подготовку к основным или более глубоким техникам. В Бихарской школе Йоги, под Крия-йогой понимают практику, которая ведет человека через концентрацию и медитацию к союзу противоположностей, к Йоге, к преодолению дуальности. Иногда под термином Крия понимают любую последовательную работу на пути самосовершенствования. Так, в Йоге Патанджали Крия включает в себя аскетизм, познание самого себя, и смирение перед волей Бога - Ишварапранидхану.

Термин “Крия” можно трактовать как очищение в самом широком смысле слова. Это может быть духовное очищение и преображение человека через катарсис. А может быть, это очистка кишечника с помощью обыкновенного промывания водой с ромашкой. Очищение кишечника йоги проводят систематически, а обычные люди только тогда, когда ситуация заставит. Любое очищение ведет вверх к Богу. Любое загрязнение ведет вниз, в противоположную строну от Бога. В повседневной жизни, в борьбе за выживание или место под Солнцем, мы забываем о своей внутренней божественной сущности. Различные техники Крии помогают вернуться к истине, исходной первородной чистоте.

В Крия-йоге, которую принес на Запад Йогананда нет никаких техник или методик, направленных на очистку тела. Его Крия имеет дело с сознанием, с подготовкой сознания для восприятия того, что обычно лежит за его пределами. В качестве секретной и сильнодействующей Крии, Йогананда давал технику медитации в основе которой лежит идея или положение древней Тантры:

“Я совершенное существо, я есть он, Ханг-са!”.

Эта медитация приводит к изменению стереотипов мышления, помогает человеку осознать свою божественную сущность. В нашей школе, при комбинации медитации ХОНГ – СА с ритуалом Шактипат или передачи Силы, у инициируемых студентов часто просыпается Кундалини.

Итак, под термином “Крия” можно понимать техники или совокупность техник и приемов, которые позволяют продвигаться к тому, что лежит за пределами.

Важность Крии такова, что в некоторых школах Кундалини-йоги и Тантры техникам Крии отводится первостепенное значение. Часто техники Тантры маскировались под Крия-йогу, точно также как когда-то мы маскировали Йогу под статические упражнения, а медитацию под эмоциональный настрой или аутогенную тренировку. Получается так, что Парамаханса Йогананда тоже прятал учение Тантры Бабаджи под Крия-йогу.

0-3. Физическое тело и лень.

Пренебрежение к телу или хроническая лень и отсутствие силы воли не позволяют развиваться духу. Всем известна мудрость о том, что дух может быть здоровым только в здоровом теле. По крайней мере мы к этому должны стремиться, если хотим сделать шаг вперед на пути своей космической эволюции. Наш организм система саморегулирующаяся. Бог, или Природа, предусмотрели, при его создании, иммунную систему самозащиты, систему самоочистки и самовыделения шлаков или отходов.

Поддержание здоровья это особая большая тема. В нашей школе Рациональной Йоги мы используем техники Крии, которые соответствуют духу Тантры и оказывают наиболее мощный омолаживающий и оздоравливающий и очищающий эффект не только на тело, но и на сознание. К этим техникам относятся дозированное голодание, уринатерапия и закаливание.

Под закаливанием нужно понимать кратковременное шоковое воздействие на организм низких температур. Это может быть холодный зимний воздух, холодная вода или снег.

Использование этих техник не только полностью восстанавливает здоровье, но и меняет наше сознание, меняет привычный ход нашего мышления. Мы перестаем действовать как автомат, действовать и жить “как все”. Мы предпринимаем необычный шаг, мы расширяем сознание и творим сами себя. Человек, бросающий свое тело в ледяную воду, явно должен отдать себя в руки Бога. Человек, проглотивший свою утреннюю урину, уже имеет меньшее чувство эго, чем день назад. Человек, способный добровольно отказаться от пищи на несколько дней, недалек от того, чтобы контролировать свои самые сильные природные инстинкты.

0-4. Свет внутри. 
Отношения Учитель – Ученик.

В Рациональной Йоге принято идти со своим светом, своей дорогой, но с чувством благодарности и глубокого уважения к тем, кто помогает в пути. Без глубокого уважения к Учителю невозможно получить его знания и силу.

Взгляд со стороны учителя в Рациональной Йоге несколько иной. Ты просто делаешь то, что должен делать, не ожидая благодарности. Более того, учитель должен быть благодарен ученикам и Высшей силе, что он может помочь кому-то, реализовать себя и выполнить свое предназначение. А помогать нужно так, как требуется этому конкретному человеку в данный момент, и таким образом, чтобы ученик смог понять, принять и воспользоваться помощью. Совершенно не обязательно всех учеников вести за собой. Часто необходимо помочь человеку идти его собственным путем. И если тебя не понимают, то это не потому, что ученик плохой. Это не совершенно твое искусство преподавания, или ты вообще взялся не за свое дело.

0-5. Наш взгляд на Хатха-Йогу.

На первом этапе своего развития Рациональная йога рассматривалась как использование облегченного варианта Йоги Патанджали (восьмиступенчатая йога или Аштанга йога) для восстановления здоровья и духовного развития. Сейчас практика общепринятой Волевой йоги рассматривается как первый этап развития, оздоровления, подготовки тела и сознания для пробуждения Кундалини и выхода на уровень Спонтанной йоги. (См. Медитация в движении и Спонтанная йога)

Занятия с Виктором Ван Коотеном, Анжелой Фармер, практики Медитации в Движении в Крипалу-йога центре и инициация в Крия - и Ишта-йогу привели меня к пробуждению Кундалини и, спонтанному танцу йоги с партнером. В результате произошло естественное объединение Хатха - и Тантра-йоги как это и было в древние времена в период возникновения и расцвета Йоги на полуострове Индостан, месте теперешней Индии (см. “Какая йога к нам пришла?” и “Тантра”).

Взгляд на практику Хатха-йоги в нашей школе несколько отличается от общепринятого. Абсолютное большинство занимающихся йогой выполняют асаны для оздоровления и поддержания работоспособности и жизненного тонуса. Для многих это первые четыре ступени Аштанга йоги Патанджали, ведущие к полноте нравственного и физического здоровья.

0-6. Естественная интеграция Йоги и Тантры.

Наше видение Хатха-йоги гораздо шире. Хатха-йога это инструмент для познания универсального единства мира и гармонии Инь-Ян, мужского и женского через единение мужчины и женщины. Мы считаем, что это заложено в самом термине “Ха-Тха Йога“ и отвечает духу древней традиции. Ха и Тха означает мужское и женское, Инь и Ян, теплое и холодное, светлое и темное, Солнце и Луна и т.д. Йога — означает союз, единение. Поэтому, Хатха-йога через конкретное единения мужчины и женщины ведет к достижению состояние универсального единства и единения с Богом, с Абсолютом. Это вполне согласуется с тем, что в первоисточнике, в период возникновения и расцвета Йога и Тантра были единым учением, единой доктриной и единой практикой. Учение о Чакрах, внутреннем энергетическом теле, о Кундалини принадлежит Тантре. Проявление Кундалини считается высшим достижением в Йоге. Между тем как в Йога сутрах Патанджали нет даже упоминания термина “Кундалини”.

Йога без Тантры часто превращается в элементы физической культуры, а Тантра без йоги в восточные техники занятия любовью.

В результате естественной интеграции Хатха- Тантра- и Даосской йоги, выхода в состояние тотальной сдачи себя Духу Святому и растворения чувства эго, более половины студентов на семинарах школы Рациональной йоги имеют опыт пробуждения Кундалини.

Copyright © 1996
Лев Тетерников